Главное меню
Адрес
Никогда еще не открывалось столько тайн, никогда далекое и мифическое не становилось столь близким и доступным, как сегодня.
Современность больше не желает мириться с «белыми пятнами» в биографии человечества. Впрочем, уже и сами наследники сакральных знаний, воодушевленные общим стремлением к постижению смысла жизни и поиску себя, спешат распахнуть вековые сокровищницы и подарить их содержимое миру...
...В стародавние времена некий монах в течение множества лет ходил по древним монастырям и знаменитым горным вершинам Китая, встречаясь с легендарными мастерами и обмениваясь с ними познаниями в боевых искусствах. А когда устал от странствий, он выстроил себе травяное жилище и постигал в тишине и спокойствии Великое Дао в ежедневных занятиях цигун и изучении многочисленных трактатов древних мудрецов. Отобрав лучшее из боевых приемов знаменитых героев «Троецарствия», усвоив глубинные основы мастерства «Речных заводей», усовершенствовав методику «Игры пяти зверей», он овладел тайными методами управления источниками жизненной силы. Собрав великие техники воедино, он создал тайцзицюань — одно из внутренних направлений знаменитого китайского ушу. «Мягкое побеждает жесткое, слабое побеждает сильное, медленное побеждает быстрое». Сегодня эти слова, похожие на сказочное заклинание, считаются основными принципами искусства, «отшлифованного» многовековой непрерывной практикой поколений выдающихся мастеров...
Шень Чжи — наш современник, человек, посвятивший жизнь изучению и пропаганде тайцзицюань. В июле этого года известный мастер посетил Казань и любезно согласился рассказать нам об уникальных возможностях древнего китайского искусства.
- Господин Шень Чжи, у тайцзицюань есть множество определений. Это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативные практики... В дословном переводе с китайского тайцзицюань означает «великий предел». Что же это все-таки такое?
- Тайцзицюань — это действительно многоликое, универсальное искусство, главная функция которого — гармонизировать силы организма, особенно противоположные силы Инь и Ян. Тайцзицюань оказывает положительное влияние на состояние человека в целом, на его здоровье, мироощущение, контакты с внешним миром, с природой, помогает регулировать естественные возможности человека, его внутренние ресурсы.
- Можно ли сказать, что это искусство саморазвития?
- Любое восточное единоборство, будь то внешний или внутренний стиль, — это, прежде всего, Дао — путь. Путь познания себя, природы, взаимосвязей внутреннего мира человека и внешней среды. Можно сказать, что это и есть саморазвитие, ведь на каждом новом этапе пути открываются новые возможности.
- Тайцзицюань, как большинство видов ушу, — искусство очень древнее. Нужно ли оно сегодня? Быть может, то, что разрабатывалось много столетий назад, актуально лишь для средневековья? И доступны ли сейчас занятия тайцзицюань широкому кругу людей?
- История тайцзицюань насчитывает около 600 лет. Изначально, как особо элитарное и сложное направление, занятия тайцзицюань были прерогативой довольно ограниченной группы людей. Сегодня они стали доступными для всех. Сейчас в Китае все больше людей занимаются тайцзицюань. Это, скорее всего, связано с тем, что уровень жизни в стране постепенно повышается, жить становится легче, и это очень стимулирует эмоционально, открывает возможности для саморазвития.
В наше время подобные практики особенно важны. Мы живем в кризисную эпоху, каждый день сталкиваемся с огромным количеством стрессов, что не может не сказываться на физическом здоровье и душевном состоянии. Если пару столетий назад искусство тайцзицюань носило скорее философский характер, то сегодня для большинства это, прежде всего, физкультура, возможность укрепить свое тело. Что касается меня, то я рекомендовал бы занятия тайцзицюань, цигун и другими видами внутреннего ушу всем. Если у человека и так здоровье в порядке, тренировки помогут ему гармонизировать внутреннее состояние, уравновесить энергии тела и духа, научиться управлять движением внешних стихий. А если функциональные нарушения в организме все-таки есть, занятия способствуют облегчению состояния и даже излечению некоторых заболеваний.
- Очень часто слова «тайцзицюань» и «цигун» употребляют в одном контексте. Можете ли вы объяснить, насколько близки эти направления?
- Цигун - это древнее китайское искусство оздоровления и саморегуляции. Кроме того, это способ мышления, метод энергоинформационного общения с окружающим миром, с Вселенной. Без понимания цигун невозможно освоить тайцзицюань. В Китае говорят: тайцзицюань — это цигун в движении.
- Энергия, внутренние и внешние силы, Дао... Какие еще понятия сопровождают практику тайцзицюань?
- Энергия Ци — основное понятие тайцзицюань. Это невидимые потоки тончайшей, непрерывно движущейся субстанции. Особенно важно, чтобы в организме эта энергия правильно регулировалась. Дело в том, что человек рождается с определенным объемом энергии Ци. Изначальная Ци — самый важный для человека вид жизненной энергии. С каждым днем количество ее уменьшается, и если она исчезает совсем, человек умирает. Особенно потери энергии велики в современном обществе, ведь люди редко ведут правильный образ жизни, и состояние экологии оказывает разрушительное воздействие на все живое... Занятия тайцзицюань помогают восполнить запасы энергии Ци. Ведь это возобновляемый поток. И даже если все мы знаем, что конец жизни неминуем, его можно существенно отсрочить, практикуя различные внутренние стили ушу.
Кроме движения энергии Ци, в организме человека происходят постоянные взаимопревращения «Инь» и «Ян» — женского и мужского первоначал. В тайцзицюань особенно важно это взаимодействие после перехода через границу обычных для человека возможностей.
- То есть можно считать, что каждый мастер тайцзицюань — целитель?
- Можно сказать и так, хотя целительство это несколько косвенное. Лечебное действие тренировок тайцзицюань направлено, прежде всего, на самого себя, то есть на того, кто тренируется. Поэтому мастер может считаться целителем лишь только потому, что он обучает других правильному выполнению форм.
- Как боевое искусство, тайцзицюань использует исключительно ресурсы внутренней энергии или внешняя сила тоже имеет значение? Можно ли сказать, что тайцзицюань сложнее других видов боевых искусств, например, столь распространенных в мире стилей каратэ?
- Основной ресурс тайцзицюань — внутренняя энергия. Но в поединке без физической силы не обойтись. Преимущество подобных стилей ушу в том, что энергия, собранная внутри и сконцентрированная в какой-либо точке, способна усилить удар в десятки раз — зрителю может показаться, что мастер тайцзицюань едва лишь коснулся соперника, а тот уже побежден...
Вообще сравнивать боевые искусства неэтично — у каждого из них есть собственный действенный арсенал приемов и техник, специфичных для разных условий. Однако именно благодаря преимущественному использованию внутренних возможностей тайцзицюань постигнуть намного сложнее, чем большинство внешних стилей. Даже в Китае не так много людей, владеющих этим искусством в совершенстве.
- Многочисленные примеры показывают, что люди, занимающиеся «жесткими», чисто боевыми стилями единоборств, обычно недолго живут. Как в этом отношении обстоят дела у практиков тайцзицюан
- Приверженцы боевых направлений часто получают травмы, их тренировки требуют больших затрат физических сил, что не может не сказаться пагубно на общем состоянии человека. Тайцзицюань, за счет «разгона» энергии в нужных направлениях, напротив, укрепляет организм. Большинство техник внутреннего ушу действуют сродни иглоукалыванию, столь популярному сегодня во всем мире: «снимают» блокады в мышцах и суставах, открывая путь потокам живительной энергии Ци. В последнее время это стало довольно известным фактом, и многие спортсмены, занимающиеся различными видами боевых искусств, стали совмещать свои тренировки с практикой тайцзицюань.
Шень Чжи родился в китайской провинции Анхоэй в 1963 году. Уже в двенадцать лет он стал чемпионом Китая в одном из жестких боевых стилей ушу. В 1983 году снова занял первое место на общекитайских соревнованиях — уже по тайцзицюань. Сегодня его знают, пожалуй, вся Европа и Азия: получить несколько уроков мастера Шень Чжи — большая честь для приверженцев восточных единоборств самых разных направлений и стилей. У него есть жена и двое детей-подростков. Все они занимаются ушу, и каждый имеет чемпионский титул. Шень Чжи шутит, что у них, пожалуй, единственная в Китае семья, ставшая чемпионом страны в полном составе.
Большую часть времени Шень Чжи живет в Пекине. Но ему приходится очень много путешествовать, ведь ученики ждут мастера в самых разных уголках континента. Довольно часто его приглашают в Россию. Шень Чжи приятно удивлен количеством поклонников тайцзицюань в нашей стране. Почему их так много, он не знает. Быть может, снова всему виной российский характер — непонятный, загадочный, как древние искусства Китая...
- Господин Шень Чжи, можно ли овладеть навыками тайцзицюань самостоятельно, без помощи учителя, используя лишь книги и видеоматериалы?
- Человеку, далекому от подобного вида искусств, для начала необходимо найти учителя. Ведь только мастер подскажет верные позиции для выполнения элементов форм, поможет разобраться с дыханием, выбрать правильный ритм движений... Это похоже на попытки научиться водить машину: как бы хорошо ты ни изучил ее устройство и правила дорожного движения, нужен профессиональный инструктор, чтобы сделать хотя бы первый круг.
- Что, на ваш взгляд, выделяет истинного мастера? Можно ли по каким-либо приметам выделить его в толпе людей на улице?
- Уже по внешнему виду можно определить, занимается человек тайцзицюань или нет. Практически у всех приверженцев данного искусства прямая спина, высоко поднятая голова и гордая осанка. А вот мастер человек или нет, может понять только тот, кто очень хорошо разбирается в китайских единоборствах.
- Как мастер выбирает себе учеников? Или это ученики выбирают мастера? И вообще — часто ли в Китае признанные учителя берутся обучать новичков?
- Любой человек, желающий овладеть мастерством тайцзицюань, может заниматься у самых известных учителей. Мастер будет учить всех, кто действительно этого хочет. Другое дело, сколько старания человек приложит для того, чтобы тот захотел передать ему все, что знает и умеет сам.
- Значит, учитель открывает главные секреты мастерства лишь избранным ученикам?
- Есть такие мастера, которые стараются что-то утаить. Лично я считаю это неправильным и ничего от своих учеников не скрываю. Мне хочется, чтобы все, кого я обучаю, овладели техниками тайцзицюань максимально хорошо, достигли как можно более высокого уровня. На сегодняшний день больше тысячи призовых мест мирового и национальных масштабов принадлежит моим ученикам в разных странах, не говоря уже о победах в различных соревнованиях внутри Китая. Я невероятно рад за каждого из них и очень горжусь их успехами.
- А вы, господин ШеньЧжи, знаете все секреты тайцзицюань?
- О, всех секретов не знает, пожалуй, никто! Дао — вечный путь, который невозможно пройти до конца. Человек не может овладеть каким-либо видом боевых искусств Востока окончательно. Нельзя достигнуть вершины совершенства — такова философия даосизма. Человек на земле, а верх совершенства — это небо. Как мы всю жизнь постепенно приближаемся к небу, так всю жизнь совершенствуем свои духовные и физические способности.
Журнал «Кураж» №5, 2007 год.