Великий предел

Никогда еще не открывалось столько тайн, никогда далекое и мифическое не становилось столь близким и доступным, как сегодня.

Современность больше не желает мириться с «бе­лыми пятнами» в биографии человечества. Впрочем, уже и сами наследники сакральных знаний, воодушевленные общим стремлением к постижению смысла жизни и поис­ку себя, спешат распахнуть вековые сокровищницы и по­дарить их содержимое миру...

Из глубины веков.

...В стародавние времена некий монах в течение мно­жества лет ходил по древним монастырям и знаменитым горным вершинам Китая, встречаясь с легендарными мас­терами и обмениваясь с ними познаниями в боевых ис­кусствах. А когда устал от странствий, он выстроил себе травяное жилище и постигал в тишине и спокойствии Ве­ликое Дао в ежедневных занятиях цигун и изучении мно­гочисленных трактатов древних мудрецов. Отобрав луч­шее из боевых приемов знаменитых героев «Троецарствия», усвоив глубинные основы мастерства «Речных за­водей», усовершенствовав методику «Игры пяти зверей», он овладел тайными методами управления источника­ми жизненной силы. Собрав великие техники воедино, он создал тайцзицюань — одно из внутренних направ­лений знаменитого китайского ушу. «Мягкое побеждает жесткое, слабое побеждает сильное, медленное побежда­ет быстрое». Сегодня эти слова, похожие на сказочное за­клинание, считаются основными принципами искусства, «отшлифованного» многовековой непрерывной практи­кой поколений выдающихся мастеров...

Шень Чжи — наш современник, человек, посвятивший жизнь изу­чению и пропаганде тайцзицюань. В июле этого года известный мас­тер посетил Казань и любезно согла­сился рассказать нам об уникальных возможностях древнего китайского искусства.

Искусство саморазвития.

- Господин Шень Чжи, у тайц­зицюань есть множество определе­ний. Это и боевое искусство, и оздо­ровительная система, и медитатив­ные практики... В дословном пере­воде с китайского тайцзицюань оз­начает «великий предел». Что же это все-таки такое?

- Тайцзицюань — это действи­тельно многоликое, универсальное искусство, главная функция которо­го — гармонизировать силы организма, особенно про­тивоположные силы Инь и Ян. Тайцзицюань оказывает положительное влияние на состояние человека в целом, на его здоровье, мироощущение, контакты с внешним миром, с природой, помогает регулировать естественные возможности человека, его внутренние ресурсы.


- Можно ли сказать, что это искусство саморазвития?

- Любое восточное единоборство, будь то внешний или внутренний стиль, — это, прежде всего, Дао — путь. Путь познания себя, природы, взаимосвязей внутреннего мира человека и внешней среды. Можно сказать, что это и есть саморазвитие, ведь на каждом новом этапе пути от­крываются новые возможности.

- Тайцзицюань, как большинство видов ушу, — искусство очень древнее. Нужно ли оно сегодня? Быть может, то, что разрабатывалось много столетий назад, актуально лишь для средневековья? И доступны ли сей­час занятия тайцзицюань широкому кругу людей?

- История тайцзицюань насчитывает около 600 лет. Изначально, как особо элитарное и сложное направление, занятия тайцзицюань были прерогативой довольно огра­ниченной группы людей. Сегодня они стали доступными для всех. Сейчас в Китае все больше людей занимаются тайцзицюань. Это, скорее всего, связано с тем, что уро­вень жизни в стране постепенно повышается, жить ста­новится легче, и это очень стимулирует эмоционально, открывает возможности для саморазвития.

В наше время подобные практики особенно важны. Мы живем в кризисную эпоху, каждый день сталкиваем­ся с огромным количеством стрессов, что не может не ска­зываться на физическом здоровье и душевном состоянии. Если пару столетий назад искусство тайцзицюань носило скорее философский характер, то сегодня для большинс­тва это, прежде всего, физкультура, возможность укре­пить свое тело. Что касается меня, то я рекомендовал бы занятия тайцзицюань, цигун и другими видами внутрен­него ушу всем. Если у человека и так здоровье в поряд­ке, тренировки помогут ему гармонизировать внутреннее состояние, уравновесить энергии тела и духа, научиться управлять движением внешних стихий. А если функци­ональные нарушения в организме все-таки есть, занятия способствуют облегчению состояния и даже излечению некоторых заболеваний.

- Очень часто слова «тайцзицюань» и «цигун» употребляют в одном контексте. Можете ли вы объяс­нить, насколько близки эти направления?

- Цигун - это древнее китайское искусст­во оздоровления и саморегуляции. Кроме того, это спо­соб мышления, метод энергоинформационного общения с окружающим миром, с Вселенной. Без понимания цигун невозможно освоить тайцзицюань. В Китае говорят: тай­цзицюань — это цигун в движении.

Исцеляющие силы.

- Энергия, внутренние и внешние силы, Дао... Ка­кие еще понятия сопровождают практику тайцзицюань?

- Энергия Ци — основное понятие тайцзицюань. Это невидимые потоки тончайшей, непрерывно движу­щейся субстанции. Особенно важно, чтобы в организ­ме эта энергия правильно регулировалась. Дело в том, что человек рождается с определенным объемом энер­гии Ци. Изначальная Ци — самый важный для челове­ка вид жизненной энергии. С каждым днем количество ее уменьшается, и если она исчезает совсем, человек умира­ет. Особенно потери энергии велики в современном об­ществе, ведь люди редко ведут правильный образ жиз­ни, и состояние экологии оказывает разрушительное воз­действие на все живое... Занятия тайцзицюань помогают восполнить запасы энергии Ци. Ведь это возобновляемый поток. И даже если все мы знаем, что конец жизни неми­нуем, его можно существенно отсрочить, практикуя раз­личные внутренние стили ушу.

Кроме движения энергии Ци, в организме челове­ка происходят постоянные взаимопревращения «Инь» и «Ян» — женского и мужского первоначал. В тайцзицю­ань особенно важно это взаимодействие после перехода через границу обычных для человека возможностей.


- То есть можно считать, что каждый мастер тайц­зицюань — целитель?

- Можно сказать и так, хотя целительство это не­сколько косвенное. Лечебное действие тренировок тайц­зицюань направлено, прежде всего, на самого себя, то есть на того, кто тренируется. Поэтому мастер может считать­ся целителем лишь только потому, что он обучает других правильному выполнению форм.


- Как боевое искусство, тайцзицюань использует ис­ключительно ресурсы внутренней энергии или внешняя сила тоже имеет значение? Можно ли сказать, что тайцзи­цюань сложнее других видов боевых искусств, например, столь распространенных в мире стилей каратэ?

- Основной ресурс тайцзицюань — внутренняя энергия. Но в поединке без физической силы не обойтись. Преимущество по­добных стилей ушу в том, что энергия, собранная внутри и сконцентриро­ванная в какой-либо точке, способна усилить удар в де­сятки раз — зрителю может показаться, что мастер тай­цзицюань едва лишь коснулся соперника, а тот уже по­бежден...

Вообще сравнивать боевые искусства неэтично — у каждого из них есть собственный действенный арсенал приемов и техник, специфичных для разных условий. Од­нако именно благодаря преимущественному использова­нию внутренних возможностей тайцзицюань постигнуть намного сложнее, чем большинство внешних стилей. Да­же в Китае не так много людей, владеющих этим искусст­вом в совершенстве.


- Многочисленные примеры показывают, что лю­ди, занимающиеся «жесткими», чисто боевыми стиля­ми единоборств, обычно недолго живут. Как в этом от­ношении обстоят дела у практиков тайцзицюан

- Приверженцы боевых направлений часто получа­ют травмы, их тренировки требуют больших затрат фи­зических сил, что не может не сказаться пагубно на об­щем состоянии человека. Тайцзицюань, за счет «разго­на» энергии в нужных направлениях, напротив, укреп­ляет организм. Большинство техник внутреннего ушу действуют сродни иглоукалыванию, столь популярно­му сегодня во всем мире: «снимают» блокады в мыш­цах и суставах, открывая путь потокам живительной энергии Ци. В последнее время это стало довольно из­вестным фактом, и многие спортсмены, занимающиеся различными видами боевых искусств, стали совмещать свои тренировки с практикой тайцзицюань.

Путь мастера.

Шень Чжи родился в китайской провинции Анхоэй в 1963 году. Уже в двенадцать лет он стал чемпионом Ки­тая в одном из жестких боевых стилей ушу. В 1983 году сно­ва занял первое место на общекитайских соревнованиях — уже по тайцзицюань. Сегодня его знают, пожалуй, вся Ев­ропа и Азия: получить несколько уроков мастера Шень Чжи — большая честь для приверженцев восточ­ных единоборств самых разных направлений и сти­лей. У него есть жена и двое детей-подростков. Все они занимаются ушу, и каждый имеет чемпионский титул. Шень Чжи шутит, что у них, по­жалуй, единственная в Китае семья, ставшая чемпионом страны в полном составе.

Большую часть времени Шень Чжи живет в Пекине. Но ему приходится очень много путешествовать, ведь уче­ники ждут мастера в самых разных уголках континента. До­вольно часто его приглашают в Россию. Шень Чжи приятно удивлен количеством поклонников тайцзицюань в нашей стране. Почему их так много, он не знает. Быть может, снова всему виной российский характер — непонятный, загадоч­ный, как древние искусства Китая...

- Господин Шень Чжи, можно ли овладеть навыка­ми тайцзицюань самостоятельно, без помощи учителя, используя лишь книги и видеоматериалы?

- Человеку, далекому от подобного вида искусств, для начала необходимо найти учителя. Ведь только мас­тер подскажет верные позиции для выполнения элементов форм, поможет разобраться с дыханием, выбрать правиль­ный ритм движений... Это похоже на попытки научиться водить машину: как бы хорошо ты ни изучил ее устройство и правила дорожного движения, нужен профессиональный инструктор, чтобы сделать хотя бы первый круг.

- Что, на ваш взгляд, выделяет истинного мастера? Можно ли по каким-либо приметам выделить его в толпе людей на улице?

- Уже по внешнему виду можно определить, зани­мается человек тайцзицюань или нет. Практически у всех приверженцев данного искусства прямая спина, высоко поднятая голова и гордая осанка. А вот мастер человек или нет, может понять только тот, кто очень хорошо раз­бирается в китайских единоборствах.

- Как мастер выбирает себе учеников? Или это ученики выбирают мастера? И вообще — часто ли в Ки­тае признанные учителя берутся обучать новичков?

- Любой человек, желающий овладеть мастерством тайцзицюань, может зани­маться у самых известных учителей. Мастер будет учить всех, кто действи­тельно этого хочет. Дру­гое дело, сколько старания человек приложит для то­го, чтобы тот захотел передать ему все, что знает и уме­ет сам.

- Значит, учитель открывает главные секреты мас­терства лишь избранным ученикам?

- Есть такие мастера, которые стараются что-то ута­ить. Лично я считаю это неправильным и ничего от своих учеников не скрываю. Мне хочется, чтобы все, кого я обу­чаю, овладели техниками тайцзицюань максимально хо­рошо, достигли как можно более высокого уровня. На се­годняшний день больше тысячи призовых мест мирового и национальных масштабов принадлежит моим ученикам в разных странах, не говоря уже о победах в различных соревнованиях внутри Китая. Я невероятно рад за каждо­го из них и очень горжусь их успехами.

- А вы, господин ШеньЧжи, знаете все секреты тайцзицюань?

- О, всех секретов не знает, пожалуй, никто! Дао — вечный путь, который невозможно пройти до конца. Человек не может овладеть каким-либо видом боевых искусств Востока окончательно. Нельзя достигнуть вершины совершенства — такова философия даосиз­ма. Человек на земле, а верх совершенства — это не­бо. Как мы всю жизнь постепенно приближаемся к не­бу, так всю жизнь совершенствуем свои духовные и фи­зические способности.

Журнал «Кураж» №5, 2007 год.